01.06.2009 12:41 | Заявление Миссии наблюдателей от неправительственных организаций Российской Федерации и стран СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов Парламента Республики Южная Осетия

По приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия Миссия наблюдателей от неправительственных организаций Российской Федерации и стран СНГ впервые осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов депутатов Парламента Республики Южная Осетия 31 мая 2009 года.

В составе Миссии аккредитованы двадцать наблюдателей, представляющих Общественную Палату Российской Федерации, Координационный совет по защите избирательных прав граждан, Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека, Федерацию мира и согласия, Российский фонд свободных выборов, Российский общественный институт избирательного права, Всероссийскую общественную организацию «Молодая гвардия», Межрегиональный общественный фонд содействия развитию избирательных технологий «За справедливые выборы».

По приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия Миссия наблюдателей от неправительственных организаций Российской Федерации и стран СНГ впервые осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов депутатов Парламента Республики Южная Осетия 31 мая 2009 года.

В составе Миссии аккредитованы двадцать наблюдателей, представляющих Общественную Палату Российской Федерации, Координационный совет по защите избирательных прав граждан, Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека, Федерацию мира и согласия, Российский фонд свободных выборов, Российский общественный институт избирательного права, Всероссийскую общественную организацию «Молодая гвардия», Межрегиональный общественный фонд содействия развитию избирательных технологий «За справедливые выборы».

В Миссии представлены наблюдатели из Российской Федерации, Украины, Республик Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Приднестровской Молдавской Республики.
Приглашение к наблюдению мы расцениваем как стремление руководства Республики Южная Осетия обеспечить прозрачность и демократичность выборов.
Миссия выполняла свои функции, руководствуясь законодательством Республики Южная Осетия, соблюдая принцип политической нейтральности и не-вмешательства во внутренние дела государства.

Миссия констатирует, что наблюдателям от неправительственных организаций Российской Федерации и стран СНГ были созданы все необходимые условия для мониторинга подготовки и проведения парламентских выборов. Накануне выборов были проведены встречи в Парламенте Республики Южная Осетия, Центральной избирательной комиссии, Министерстве иностранных дел, с Уполномоченным Президента РЮО по правам человека.

В рамках мониторинга парламентских выборов нам была предоставлена возможность ознакомиться с работой территориальных и участковых избирательных комиссий. При этом наблюдатели получали необходимую информацию, имели доступ к документам, регулирующим избирательный про-цесс.

Выборы в Парламент Республики Южная Осетия проводились на основе положений Конституции и Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия».
Миссия констатирует, что Конституционный закон отвечает международным избирательным стандартам, обеспечивает возможность для проведения свободных и демократических выборов. Закон гарантирует право гражданина избирать и быть избранным, свободу выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, открытый и гласный характер выборов, судебную и иную защиту избирательных прав и свобод, общественное и международное наблюдение за выборами, беспрепятственную реализацию избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

Подготовку и проведение парламентских выборов осуществляли Центральная избирательная комиссия, территориальные и участковые избирательные комиссии. В установленные Законом сроки образованы 95 избирательных участков, в том числе семь – за рубежом.
Работа Центральной избирательной комиссии была открытой и гласной. Заседания проходили с участием представителей политических партий и общественных организаций, журналистов. Принятые решения доводились общественности через средства массовой информации.

Центральная избирательная комиссия проводила обучение членов территориальных и участковых избирательных комиссий, подготовила необходимые методические материалы для них, обучающий видеофильм об организации работы участковых избирательных комиссий накануне и в день голосования. Для председателей избирательных комиссий, их заместителей и секретарей проводились обучающие семинары и практические занятия.
Избирательные бюллетени были напечатаны в установленные Законом сроки и в количестве, равном числу избирателей.
В Республике была развернута информационная кампания, направленная на привлечение различных возрастных групп граждан к осознанному участию в выборах. В рамках данной кампании ЦИК открыла сайт в Интернете, где размещались сведения об образцах документов, на основании которых избиратели могли принять участие в голосовании, границах избирательных участков, адресах и телефонах территориальных избирательных комиссий.

По каналам телевидения транслировались видеоматериалы на осетинском и русском языках, призывающие избирателей принять участие в голосовании. Распространялись информационные плакаты, проспекты и листовки аналогичного содержания.
Обеспечение полноты и достоверности списков избирателей в соответствии с Законом осуществлялось соответствующими избирательными комиссиями. По информации Центральной избирательной комиссии, в списки для участия в парламентских выборах включены 52,5 тысяч избирателей.

За двадцать дней до даты выборов списки избирателей вывешивались в помещениях избирательных участков, чтобы граждане могли проверить наличие и правильность своих данных. По телеканалам транслировались видеоматериалы, разъясняющие эту процедуру.

В день голосования граждане, по каким-либо причинам не включенные в списки, могли быть внесены в дополнительные списки по предъявлении документа, подтверждающего факт их проживания на территории данного избирательного участка.
Центральная избирательная комиссия зарегистрировала для участия в избирательной кампании четыре политические партии: Коммунистическую партию Республики Южная Осетия, Юго-Осетинскую Республиканскую политическую партию «Единство», Республиканскую социалистическую партию «Фыдыбаста», Народную партию Республики Южная Осетия. Это свидетельствует о наличии в стране политического плюрализма, возможности для граждан делать осознанный выбор.
Для ведения предвыборной агитации представителям этих партий были обеспечены равные условия, что явилось важным элементом демократичности выборов. Средства массовой информации в целом равномерно и сбалансировано освещали предвыборную кампанию конкурентов. На телевизионных каналах бесплатно транслировались предвыборные дебаты участников выборов, что позволило избирателям ознакомиться с их политическими взглядами.

Органы власти обеспечили конкурентам на выборах возможность проведения встреч с избирателями, на которых граждане могли знакомиться с различными политическими программами. Процедура организации собраний была также максимально упрощена.
Миссия в рамках мониторинга избирательной кампании взаимодействовала с республиканскими органами, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушениями избирательного законодательства.
В день голосования представители Миссии наблюдателей от неправительственных организаций Российской Федерации и стран СНГ посетили 19 избирательных участков, в том числе: в г. Цхинвале ─ семь (№№ 1, 3, 4, 5, 11, 16, 23); в Цхинвальском районе ─ пять (№№ 19, 20, 21, 24, 29); в Джавском районе ─ семь (№№ 34, 35, 45, 46, 50, 51, 52).

На избирательных участках, где побывали наблюдатели, голосование проходило спокойно, без ущемления прав политических конкурентов, в присутствии наблюдателей от всех политических партий, принимающих участие в выборах.
В течение всего дня отмечалась высокая активность избирателей. В 12.00 явка составляла около 43%, в 14.00 ─ около 60%, а по итогам дня ─ более 80%.
Обращает на себя внимание тщательность, с которой подходили участковые избирательные комиссии к оформлению помещений для голосования, стендов, содержащих сведения об участниках избирательного процесса. Повсеместно были размещены информационные листки с телефонами «горячей линии» связи с избирателями, которые предоставляли возможность любому гражданину обратиться непосредственно в Информационный центр Цен-тральной избирательной комиссии за разъяснениями любого характера.

Организаторам выборов удалось обеспечить на избирательных участках доброжелательную атмосферу, что создавало условия для более свободного волеизъявления граждан и стимулировало их избирательную активность. Проявлялось чуткое отношение к пожилым людям, к которым переносные ящики для голосования доставлялись, несмотря на трудности преодоления гористой местности.
Вместе с тем, отмечались единичные случаи отклонения от установленных правил и рекомендаций. Однако они не повлекли за собой нарушения закона и не повлияли на свободное волеизъявление избирателей.

Выводы
Миссия наблюдателей от неправительственных организаций Российской Федерации и стран СНГ:
считает, что выборы депутатов Парламента Республики Южная Осетия, состоявшиеся 31 мая 2009 года, проведены в соответствии с действующим в стране избирательным законодательством, в обстановке высокой активности избирателей и условиях равноправной политической конкуренции;
признает прошедшие парламентские выборы свободными, открытыми, соответствующими международным избирательным стандартам;
констатирует, что данные выборы явились важным фактором стабильного развития и дальнейшей демократизации общественной жизни в Республике Южная Осетия.

Координатор наблюдателей
от неправительственных
организаций
Российской Федерации

А.Пржездомский Координатор наблюдателей
от неправительственных
организаций
стран СНГ

Г.Михайлов

г. Цхинвал, 1 июня 2009 года

 cominf.org


Главная | Контакты